Вызов Востока и Запада

Историки о монгольском владычестве на Руси.




В опустошенном общественном сознании оставалась место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Если бы они были представлены сами себе, он разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья. Но княжества северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические улусы татар; их князья звались холопами вольного царя, как величали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей… обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие. А ехал искать защиты у хана, и не всегда безуспешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк, не раз предупреждала или останавливала опустошительные междоусобицы.
                                                                                              В. О. Ключевский.





В результате монгольского завоевания Русская земля попала в систему другой империи – Монгольской, за исключением только церковных отношений; в церковном отношении Русь продолжала подчиняться вселенскому константинопольскому патриарху.
Подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от тихого океана до Средиземного моря. Политический размах этого мира наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев ( собраний), в которых участвовали монгольский князья, русские великие князья, грузинские и армянские князья, сельджукские султаны,  и т. д…
Для Руси оказались открыты дороги на Восток. Русские военные отряды ходили с татарскими царями далеко за Дон, из которого раньше половцы «мешали им испить шеломами воды». Русские купцы были в большим количестве в Орде, на Северном Кавказе. .. Русские войска участвовали также  в войсках Кубилая при завоевании южного Китая во второй половине Х111в.
                                                                                              Г. В. Вернадский





В Х111в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для России. К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали. Не делая исключения даже для грудных младенцев.
Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой в которой погиб его отец, и западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В соборном мнении потомков выбор Александра получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым.
                                                                                              Л.Н. Гумилев




Пожалуй, именно в те страшные для Руси годы был сделан окончательный выбор между двумя социо-культурными моделями развития: между Востоком и Западом, между Азией и Европой. Этот выбор предопределил последующие изменения, которые  успели не только наметиться, но и получили дополнительный импульс извне. Через 300 лет эти изменения получат логическое завершение в крайних формах деспотического правления далекого потомка Александра – Ивана IY.
…Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своем решении нашел понимание и поддержку пусть не у всех современников, зато почти у всех потомков. Что же «внутри нас» заставило сделать такой выбор?
Прежде всего не будем забывать, что Русь Х111в. -  общество традиционное. И любая попытка изменить привычный ход вещей неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живет человек. Большей угрозой для жителей Северо-восточной Руси виделись представители западно-европейской цивилизации, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую новую жизнь. Было ясно, что вместе с ними шел новый закон, новый городской быт, новые формы власти…Европейские рыцари несли новую идеологию – католическую религию.  А католики были нетерпимы к своим православным братьям во Христе…
… Монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела без особых на топричин…
Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлык на княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь осталась прежней, хотя и более тяжелой.  Но самое главное – монголы проявляли прямо-таки завидную веротерпимость.
Так что выбор князя невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли вполне реальные интересы народа и его психологические и возможности, независимо от того. Понятны ли они нам и считаем ли мы их достаточными для столь ответственного решения.
… Александр в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое какие выгоды и для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки.
                                                                                  И. Н. Данилевский





Баз татарщины не было бы России… Ту беспомощность с которой Русь предалась татарам, было бы нелогично рассматривать как «роковую случайность; в бытии дотатарской Руси был элемент неустойчивости, склонности к деградации, которая ни к чему другому, как чужеземному игу привести не могла… Великое счастье Руси состоит в том, что она досталась татарам и никому другому. Татары – «нейтральная» культурная среда, принимавшая всяческих богов и терпевшая любые культуры, пала на Русь, как наказание Божье, но не замутила чистоты национального творчества.
Действием ли примера, привитием ли крови правящим они дали России свойство организовываться военно, создавать государственно принудительный центр, достигать устойчивости, они дали ей качество становиться могущественной «ордой».
 ..Татарское иго …было в то же время горнилом, в котором ковалось русское благочестие.
                                                                                                               П. Н. Савицкий 

Комментариев нет:

Отправить комментарий